Каждый раз, когда самолет уже касается посадочной полосы в пункте назначения, я мысленно скручиваю оверштаг. Подождать, пока стаксель начнет сам переходить, сбросить шкот с лебедки, адски выбрать, если бейдевинд, немного растравить, если галфвинд, проверить колдунчики..«Наш самолет совершил посадку в аэропорту Барселоны. Температура за бортом +12 градусов, солнечно - сообщает капитан». Далее стандартно: спасибо, что воспользовались нашими авиалиниями, ждем снова. А у меня в голове подветренный колдунчик не работает.
Выгрузив вещи в отель и устроив праздник желудку, идем прогуляться по набережной. Воздух в любом приморском городе сильно отличается от воздуха городов «большой земли». Он соленый и легкий. Совершенно особенный. Окончательно я осознаю, что скоро гонки, яхты и паруса в тот момент, когда вдыхаю первый раз этот самый воздух.Утро следующего дня тоже солнечное и свежее. На удивление, очень мало машин и очень много бегующих по набережной, довольных жизнью жителей Барселоны. Проскакивает мысль, что живи я тут, я бы тоже бегала утром. Просто потому что вид на море красивый. Вообще, Барселона удивительно спортивный город: очень много народа предпочитает велосипед, скейт, лонгборд автомобилю. Ни разу за неделю мы не встряли в пробку, хотя в Москве стабильно бы простояли пару часов.
Народ стягивается в класс. Еще слегка сонный, конечно же не в оговоренные 9 часов, но это же Испания - тут ничего вовремя не происходит. Даша, наш организатор, массовик-затейник и просто спортсменка, красавица и далее по тексту, говорит вступительное слово, народ внимает, после получает свои фирменные футболки, наклейки для лодок и выбирает номера. Во вступительном слове Даша грозит нам крутым и бесстрастным инструктором, который будет гонять нас взашей, пока мы не научимся делать все с закрытыми глазами и желательно на автомате. Далее слово переходит к вышеупомянутому инструктору – Егору Игнатенко. Он обещает нам много парусов, ветра и строгий контроль. В общем, будет весело и страшно.
Приятно поскрипывают под ногами доски Port Olympico – мы идем знакомиться с лодками, нашими испанскими инструкторами и экипажами. У нас он сформировался еще в Москве, мы уже друг на друга насмотрелись и почти распределили роли. Ближе к 11 все 6 экипажей и лодок готовы к первому выходу на воду. Я никогда не имела дела с J80. Последним, на чем мне довелось ходить, была 39-я Бавария. По сравнению с ней J80 казалась маленькой, и ошибочно у меня сложилось впечатление, что она более простая в управлении. Однако не прошло и двух часов, как мои убеждения разошлись с реальностью, как в той песне про море и корабли. Маленькая, но очень маневренная лодка прощала намного меньше ошибок, чем Бавария и уже тем, более 53-я Jeanneau, на которой мне довелось ходить в Хорватии.
Неверное движение, не вовремя сброшенный стаксель-шкот при повороте и лодка мгновенно теряла скорость. А генакер оказался для нас вообще камнем преткновения. Ни один из нас до этого под генакером не ходил, и, если наш капитан хоть немного представлял, как с ним обращаться, то для меня все это действо по его постановке и уборке первый раз было непонятно чуть более чем сопромат. Первые старты железно показывали, что стартовать мы, как бы это парадоксально не звучало, не умеем. В общем, фронт работ нас ждал огромный. Наградой в конце дня была Cava и хамон. Народ активно делился впечатлениями.
По мне лучше яхтинга тимбилдинга не придумать. Ничто так не объединяет людей, как хождение под парусом. И в этом случае я тоже наблюдала, как люди, еще с утра не знавшие имен друг друга под вечер общаются как-будто они уже давно знакомы. И я, смотря на них, думала, что этот барселонский теплый вечер и эти люди удивительно похожи. Точнее, они идеально гармонируют. Будут еще соревнования, старты и протесты. Но пока я видела в каждом из них одну главную общую черту - любовь к парусам. Дойдя домой, единственное, на что остались силы, это дойти до кровати и уснуть.
«Нам поразительно повезло с погодой - было моей первой мыслью по пробуждению». В окно светило яркое солнце. Капитан громко командует подъем. Радует, что на сборы дается все-таки немного больше, чем 45 секунд. Завтрак, сборы и снова скрип под ногами досок марины. В первый день, единогласно было решено приходить к 10, а не к 9, ибо негуманно. Лодки снаряжены, все члены экипажа готовы, швартовые отданы и мы снова в море. Сегодня постановка генакера перестает быть сопроматом и переходит в категорию «решабельная задачка». Оставалось только научиться им управлять. И тут на помощь приходит Егор.
Быстро взяв командование процессом в свои руки, он начинает подсказывать, руководить, раздавать ценные указания. Под его чутким руководством генакер заработал, и лодка стала более управляемой. Егор отлично представлялся в адмиральском мундире на мостике. За время чуть меньше часа, которые он нас учил, устали мы как за полдня. Зато результат чувствовался. Так же был проведен краткий ликбез по ППГ (правила парусных гонок) и наглядно показано кто такой «злой яхтсмен» и как им стать. Под руководством Егора старты уже тоже перестают быть невыполнимой задачей, хотя до «злых яхтсменов» мы еще не дотягиваем. За ужином мы рисовали схемы, обсуждали тактику и тренировались изображать «злого яхтсмена» по ГОСТу.
Третий день начался примерно так же как второй. Подъем, быстрые сборы, завтрак, скрип досок. Сегодня у нас разборы полетов. Предварительно до этого мероприятия, несколько наших стартов было задокументировано и теперь мы созерцали все свои косяки. На магнитной доске Егор еще раз наглядно показывал, как стать злым яхтсменом и в какой момент этот режим поведения нужно выключать. По доске передвигались магнитные лодки. Они обходили знаки разными бортами, обгоняли друг друга, приводили на старте соперников и вообще оказывались после сигнала «старт открыт» аккурат на линии. Я молча завидовала магнитным яхтам – как хорошо они стартуют. Если бы все так было просто на деле. Сегодня у нас еще несколько упражнений. Ветра, правда, меньше, чем вчера, зато мы можем неторопливо (с чувством, с толком с расстановкой, ага) разобраться с генакером, примериться к стартовой линии и быстро обсудить волнующие вопросы из серии «как быстро перебрасывать генакер?» или «в чем смысл жизни?».
По приходу в марину нас ждет стол, обсуждения, фотографии и снова разбор ошибок. Егор строг и справедлив. Снова апеллируя к свежеснятому видео с нашими косяками, стартами и постановками генакеров, он кого-то ругает, кого-то иногда хвалит. Мы были удостоены упоминания за правильно избранную тактику старта. Нимб над моей головой уже начинает почти ощущаться. С чувством выполненного долга возвращаемся в отель.
Время ужина, вкусных морепродуктов, Cava…и очереди. Мы пришли к открытию одного милого заведения, которое нам активно рекомендовали знающие люди. У Входа была обнаружена толпа китайцев (а может и не китайцев). Мы были вторые. Через пол-часа за нами уже была очередь в лучших традициях СССР. Я начала уже думать, что в этом заведении дают что-то настолько эксклюзивное, что не факт, что и нам это «что-то» достанется (дефлопе на свете мало…). Еще через какое-то время к нам присоединился экипаж первой лодки и наш фотограф (который, к слову, исчез на следующий день. Господа, члены экипажа, куда вы дели Виталия?). Войдя в чудное заведение (зовется La paradeta, кстати. Так, небольшая реклама), глаза у меня тут же разбежались от изобилия всяческих съедобных морских гадов.
Гастрономический экстаз длился часа два. И у нас и у экипажа первой лодки. Сытые и очень довольные, после недолгой прогулки мы легли спать.
Следующий день мы посвятили созерцанию Барселоны (мы ее конечно итак созерцали, но в основном с воды). Парусов не было, была Sagrada Familia и Casa Mila. Это наш день отдыха перед первыми гоночными стартами. Отбой был скомандован на час раньше.И как всегда утро было солнечным и теплым.
Первый гоночный день обещал быть интересным. Все по взрослому, в общем. Выходим в море, получив благословение от организаторов. Настроены решительно и серьезно. Пытаемся изображать злых яхтсменов, как учил Егор. Первые старт дан. Две петли, обходим верхний знак левым бортом, ставим генакер, идем под ним до ворот, далее обходим любой знак, майнаем генакер и снова под стакселем до верхнего знака, обходим снова генакер и финиш полным курсом. Постановка генакера теперь вполне выполнимая задача, потихоньку основные принципы управления становятся понятными и применимыми к реальности. Не все получается, но мы очень стараемся.
До середины второй гонки ветер еще был. И на последней петле он сдулся. Ночной бриз кончился, а дневной еще не начался. И мы встали. До финиша было еще далековато, и мы медленно дрейфовали под генакером. Захватывающие гонки при ветре в узел. Страсти накалены до предела. Единственный раз за все два дня регаты финишировали третьими. Ближе к половине третьего включили ветер, и мы смогли погоняться еще раз. За весь день провели 4 гонки. Если вычесть тот круг без ветра, то три с половиной. На обратном пути к марине к нам на лодку снова сел товарищ адмирал (расшифровываю: Егор). Проговорил основные ошибки, немного подкорректировал развесовку. Отдал мне в безраздельное правление брасы. J80 уже совсем не казалась маленькой, я даже пожалела, что природа не одарила меня длинными ногами ( а ведь было бы так удобно заводить рабочий стаксель-шкот в стопор ногой, не вставая с противоположного борта.). Егор был успешно доставлен в марину, лодка пришвартована и мы двинулись в отель разбирать наши ошибки и думать, как нам жить дальше.
Последний день был коротким. Мы вышли в 11 и уже к 2-м должны были вернуться. Обычно, ветер около половины первого сдувался и на лодках начиналась сиеста. Доставалась еда, фрукты и все это начинало активно потребляться. Мы только успели завершить гонку, как собственно ветер опять выключили и началось ритуальное потребление пищи на борту. Солнце жарило как летом. Народ расслаблялся, пытался определить температуру забортной воды посредством опускания конечностей в Средиземку и поглядывал на часы. Еще в первый день мы договорились, что старт в этот день не может быть дан позже часа дня. Стрелка часов уже перевалила за 13:00. И тут почти по команде ветер включился (я уверена, это Егор нашаманил). По рации Адмирал устроил опрос общественного мнения насчет проведения еще одного старта. Народ, перебивая друг друга, согласился.
Знаки были переставлены, дистанция сокращена, крайний старт дан. К последнему дню генакер стал почти родным. Экипаж научился синхронно пересаживаться при смене галса. И этот опыт лично для меня дороже всяких наград. Мы пересекли финишную линию и двинулись на свою крайнюю швартовку. Гоночный этап подошел к концу. На берегу ждала Даша с кавой. И снова я поймала себя на мысли о том, что в этот нетипично теплый вечер (было +23) эти люди, только вернувшиеся с большой воды, уставшие и, я надеюсь, счастливые, отлично гармонируют с этим каталонским теплом и запахом моря. (Где-то там из-за горизонта должны поползти титры – вспомнила я фразу одного из героев фильма «О чем говорят мужчины»). Пора было идти в отель и готовиться к прощальному ужину.
Час «икс» был назначен на 8. Многие барышни были неузнаваемы в «гражданском». По ходу действия выяснилось, что у народа были дни рождения и самое время выпить за их здоровье. Заслужившим раздали медали, всем остальным похлопали. Ужин подходил к концу. И потихоньку становилось грустно, ведь завтра самолет и заснеженная Москва.
Девиз моей яхтенной школы звучит так: «чтобы выйти в море нужны сертификаты, чтобы вернуться - нужны знания». Я получила от этой регаты самое главное – знания и опыт. А еще и познакомилась с приятными людьми, получила море впечатлений и фотографий.Самолет приземлился в Домодедово, а я все еще мысленно слежу за передней шкаториной генакера и слегка выбираю брас, когда она начинает заворачиваться.
Катерина Освальд,
14 января 2015 года