Опытные яхтсмены знают, что время, потраченное до первого старта, может стать хорошим подспорьем для хорошего финиша.
Автор Стив Харт
Написано много статей о том, что нужно делать перед стартом в гонке. Большинство яхтсменов примерно представляют, что им следует предпринять, однако очень часто им мешают лень или недостаток времени. Если Вы постоянно обнаруживаете себя не готовым или опаздывающим на старт, возьмите за правило подходить в зону гонки за 30-45 минут, а лучше за час до первого подготовительного сигнала. Чем больше вы «разведаете» перед стартом, тем лучше.
Как только Вы окажетесь в зоне дистанции, нужно уделить внимание нескольким важным моментам:
- настроить яхту на максимальных ход,
- исследовать стартовую линию и дистанцию
Шаг 1: Соберите данные о ветре
Скип Уайт, тренер, много лет руководящий моей подготовкой к Олимпиадам в классе 470, обычно говорил, что выигрывают те, кто вышли и настроились на воде заранее. Обычно их бывает две группы: "ранние пташки" и все остальные. Если Вы хотите выигрывать, Вам нужно выходить на дистанцию вместе с самыми первыми и пробовать пройти первую лавировку до знака в спаринге, а лучше в группе гонщиков. Пока экипаж настраивает паруса и такелаж для лучшей скорости на бейдевинде, рулевой-тактик выясняет характеристики ветра на дистанции.
Ключевую роль тут играет компас, глядя на который можно определить разницу в курсах на каждом галсе. Например, на правом галсе вы можете идти курсом гоночный бейдевинд от 220 до 240 градусов, на левом – от 310 до 330. Таким образом заходы ветра составляют 20 градусов. Вы также можете попробовать определить продолжительность этих заходов. Это не точная наука, поскольку ветер меняется постоянно, но если Вам удастся прочувствовать этот «рисунок ветра», то сможете принимать граммотные решения во время гонки. Как только Вы уловили тенденцию, возьмите усредненные курсы на каждом галсе и определите направление истинного ветра. В нашем случае это будет 275 градусов. Нужно также подметить и другие важные факторы на дистанции: течение, рельеф береговой линии и ее влияние на ветер, возможные изменения ветровых условий на разных участках дистанции.
Шаг 2: Найдите лучшие настройки
Применяя различные настройки, сравнивайте свою остроту и скорость с опытными командами или со своим спарринг-партнером. Если говорить кратко, то если Вы хорошо вырезаетесь, но не вырываетесь вперед, сделайте паруса более полными. Если скорость хорошая, но нет остроты, сделайте паруса более плоскими, обратите внимание на заднюю шкаторину и срыв потока с парусов, особенно на гроте. Если же Вы хуже "режетесь" и нет скорости, начинайте все сначала (проверьте чистоту корпуса и пера, настройку мачты и парусов). Убедитесь, что Вы все настроили согласно рекомендациям производителя парусов или класса яхты, поэкспериментируйте с различными вариантами, спросите у спарринг-партнера какие настройки помогают ему обходить вас.
В какой-то момент группа "ранних пташек" достигает зоны верхнего знака и ложится на полный курс. Если вы понимаете, что необходимо что-то поменять в настройке, сейчас самое время это сделать. Идя по ветру пробуйте менять углы и технику чтобы определить, что будет работать лучше в данных условиях. Когда пройдете половину дистанции осмотритесь: рядом с вами должна появиться вторая волна гонщиков, идущих в лавировку. Заранее уберите спинакер/геннакер, чтобы иметь время настроиться на острый курс, выберете подходящего соперника и присоединитесь к нему. Пришло время протестировать настройки, сделанные во время первой лавировки. Не забывайте смотреть на компас и окружение.
Изучив ходовые качества лодки и зная характер изменения ветра на втором круге Вы будете чувствовать себя все более комфортно. Если Вы гоняетесь на спортивной лодке, то такая предгоночная настройка поможет экипажу разогреться и быть готовым к нагрузкам. Преимущество такой подготовки перед гонкой – это ваша уверенность в правильных настройках, позволяющих добиться максимальной скорости. А во время самой гонки у Вас будет достаточно времени, чтобы оглядеться по сторонам. Неподготовленные яхтсмены тратят много энергии и внимания, пытаясь разогнать лодку в первой гонке, исследуя дистанцию, в результате страдает их тактика.
Шаг 3: Исследуйте стартовую линию
После того как Вы дважды прошлись по дистанции и собрали информацию об акватории: курсы, течения, особенности, – пришло время взять паузу. Выпейте воды, съеште бутерброд и внесите последние корректировки в настройки такелажа. Это также удачное время для того, чтобы «обработать» собранную информацию и начать выстраивать стратегию гонки. Если Вы пришли на дистанцию за час до старта, то у вас должно остаться примерно 15 минут свободного времени. Начните наблюдать за судном гоночного комитета.
Как только они выставят стартовую линию, возвращайтесь к работе. У Вас ее будет гораздо больше, чем кажется. Вам предстоит исследовать стартовую зону - площадь, ограниченную лэйлайнами от кормы судейского судна и стартового знака, а также самой стартовой линией.
Чтобы оценить стартовую линию, идите к тому ее концу, который дальше от берега и возьмите ориентир на берегу (это может быть здание или дерево), который будет в створе с флагом на судейском судне и со знаком стартовой линии. Затем пройдите вдоль линии, используя этот ориентир, чтобы понять, как он выглядит в каждой ее точке. Чем длиннее линия, тем сильнее иллюзия, что Вы находитесь на стороне дистанции, хотя на самом деле это не так. Особенно это касается середины стартовой линии. (Пауль Эльвстрем говорил, что из-за этой иллюзии, когда он стартовал в середине, приходилось внушать себе, что он на половину корпуса ближе к стартовой линии.) Привыкните к чувству линии и начните доверять ориентирам. Если нет возможности взять ориентир, при прохождении линии используйте компас. Найдите курс, который приводит к одному из концов стартовой линии, не давая пересекать ее, затем развернитесь к другому концу и определите компасный курс и на него. Пройдите четко по стартовой линии, не сходя с нее, используя только компасный курс. Проделайте это три раза, периодически бросая взгляды вперед и назад.
Во время одного из проходов, засеките время, которое Вам понадобится, чтобы дойти от одного конца линии до другого. Это поможет при расчете позиции лодки во время последнего выхода на старт. К тому же это отличное задание для самого незанятого члена экипажа.
Далее определите лэйлайны судейского судна и стартового знака. Вы должны стартовать между ними (внутри стартовой зоны), и если Вы планируете старт у какого-либо края линии, то лэйлайны будут играть важную роль в вашей стратегии. Для их определения спуститесь ниже по ветру на несколько длин корпусов от судейского судна (на 30-40 секунд хода), затем развернитесь и, двигаясь по предполагаемой лэйлайн курсом гоночный бейдевинд, попытайтесь вернуться к краю стартовой линии. Проделайте тоже самое со стороны стартового знака. Делайте это до тех пор, пока не начнете четко выходить на край линии.
Лучшие гонщики в матч-рейсе раз за разом проверяют лэйлайны перед стартом, особенно если планируют стартовать у края. Это упражнение также поможет отрепетировать выход на гоночный бейдевинд (это то, что Вы делаете в последние несколько секунд перед стартом). Опять же, каждый раз, когда вы ложитесь на курс, у вас есть возможность отследить заходы ветра по компасному курсу. И чем они сильнее, тем полезнее это упражнение.
Во время изучения стартовой линии, несколько раз поставьте яхту носом против ветра. Это поможет определить перекос стартовой линии и уточнить направление истинного ветра. Недавно я гонялся на регате Championship of Champions и был свидетелем того, как Джуд Смит делал это чаще, чем я когда-либо видел. Джуд и его дочь Линдси выиграли тренировочную гонку и две первых гонки чемпионата, и они делали больше таких «ветровых пристрелок», чем кто-либо, перед каждым стартом
.
Шаг 4: Двойная проверка перед стартовым отсчетом
Теперь, когда вы закончили свои "прикидки", вы должны отлично ориентироваться в стартовой зоне. Еще раз пройдите короткую лавировку на ветер, чтобы проверить, что ничего не изменилось. Снова возьмите компасные курсы и убедитесь, что лодка идет максимально быстро при этих условиях. Двигаясь на ветер, оцените лавировочный угол относительно стартовой линии. Представьте, в какую сторону пойдет флот после старта, определите свою позицию в нем.. Выбранный курс должен приближать Вас к первому знаку, если это не так, возможно, ветер отошел или судейское судно передвинуло стартовую линию.